Детский сад. Адаптация

 Детский сад. Адаптация

Ваш ребенок идет в детский сад или ясли? Поздравляю!

Все волнения по поводу выбора детского сада и получения направления уже позади. Но встает вопрос "как же Ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми тетеньками -воспитательницами в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый, период адаптации?" 

Независимо от возраста ребенка период адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. И в каком возрасте он пройдет легче никому неизвестно. Но Вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке, независимо от того 1,5 года Вашему ребенку или 3. Самое главное — положительный настрой родителей! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся. 

Поговорите с Вашим сыном или дочерью о садике. Расскажите, как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать! Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при Вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается.

Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Старайтесь быть рядом с ним в коридоре детского сада, чтобы малыш мог выйти к Вам, увидеть Вас. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет есть, смело оставляйте до обеда. Это у вас займет неделю, самое большее дней 10. Не спешите сразу выходить на работу, особенно если Вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.

Первое время утром можно не говорить малышу, что мы идем в садик. Идем гулять! И «догуливаем» до садика. И только когда он перестанет подниматься и отпускать Вас со слезами по дороге, можно рассказывать о садике, о том, что там сегодня будет: какие занятия, игры… Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит, всегда спрашивайте его, что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались… Этим вы будете стимулировать развитие речи ребенка, и, возможно, узнаете что-то о том времени, которое Ваш малыш проводит без Вас, даже от не очень разговорчивого крохи.

И вот через 1-2 недели Вы первый раз оставили ребенка на сон. Новый виток слез при расставании с мамой возможен, но не обязательно. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально. Опытные воспитатели помогут ему, споют песенку, посидят рядом. Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! Если Вас ждут на работе, вы смело можете выходить на нее через 5-6 недель, особенно если работодатель готов терпеть Ваши больничные или у вас есть неработающая бабушка. Болезни возможны даже частые первый год неизбежны. Не пугайтесь и не торопитесь с первыми соплями садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы и привыкание начнется сначала. Все идет нормально и через месяцдва Вы — вполне свободная мамочка, готовая приступить к работе на старом месте или пуститься на поиски новой работы! Поздравляем! Как подготовить ребёнка к детскому саду. Вызванные адаптацией стрессовые реакции могут надолго нарушить эмоциональное состояние неподготовленного малыша. Поэтому рекомендуется: 1. Привести домашний режим в соответствие с режимом детского сада 2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда. 3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. 4. Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. 5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом. 6. В первый день-два лучше прийти в сад с малышом, когда там никого нет, побыть в группе вместе с родителями, поиграть в игрушки, познакомиться с воспитателем. Сделать это возможно по договоренности с администрацией вечером, после того, как всех детей разобрали, в любой будний день или на выходных. Первые дни можно приходить с малышом на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. 7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день. Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20-30 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации. Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: - Возраст. - Состояние здоровья. - Уровень развития. - Умения общаться со взрослыми и сверстниками. - Сформированность предметной и игровой деятельности. - Приближенность домашнего режима к режиму детского сада. - Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ - Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. - Наличие у ребёнка своеобразных привычек. - Неумение занять себя игр Тихий час Ребёнок будет засыпать быстрее, если укладывать его спать и днём и вечером в одно и тоже время. Перед сном надо хорошо проветрить помещение. Кормить ребёнка ужином необходимо за 1 — 1,5 часа до сна. Кровать ребёнка лучше расположить подальше от батарей центрального отопления. НЕ СЛЕДУЕТ: - наказывать сном. - проводить воспитательные объяснения перед сном. - игнорировать ночные страхи. - смеяться над сырой или «испачканной» постелью. - приучать долго лежать в постели после просыпания. - играть перед сном в шумные и активные игры. - нарушать тишину во время засыпания и сна. Излишний сон оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребёнка, как и недосыпание. Так как излишний сон развивает у ребёнка флегматические черты характера, задерживает умственное развитие, нарушает функции сердечно-сосудистой и пищеварительной системы. Ребёнок необязательно должен спать на правом боку, так как длительное пребывание в одном и том же положении может привести к различным нежелательным последствиям, например: деформации грудной клетки. Считается, что лучшая поза для сна — на спине.