Плоскостопие

Плоскостопие.

ЧЕМ ОПАСНО ПЛОСКОСТОПИЕ? ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.

Плоскостопие - деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов , плоскостопием страдает от 20% до 40% детей.

Стопа выполняет ряд важных функций: 

  • ОПОРНУЮ,
  • РЕССОРНУЮ,
  • ДВИГАТЕЛЬНУЮ,
  • БАЛАНСИРОВОЧНУЮ.

В организме рессорную функцию опорно двигательного аппарата обеспечивают:

  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗГИБЫ,

  • МЕЖПОЗВОНКОВЫЕ ДИСКИ,

  • ПРОДОЛЬНЫЙ и ПОПЕРЕЧНЫЙ СВОД СТОП.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плоско-вальгусная стопа, для которой характерны пронация пятки и отведение переднего отдела. Плосковальгусная деформация стоп нередко является следствием рахита у детей раннего возраста (2-4 года ).

Тип стопы , так же как и тип осанки , формируется к школе ( к семи годам), в связи с чем дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.

В последние годы наблюдается тесная взаимосвязь плоско-вальгусной деформации стоп с неврологической симптоматикой у детей, а также с признаками диспластического развития скелета.

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависят плавность и легкость походки.

Стопа состоит из трех сводов или арок . Наружная арка проходит от наружной поверхности пяточного бугра пяточной кости до головки пятой плюсневой кости . Внутренняя продольная и поперечная арки выполняют рессорную функцию стопы а наружная продольная- опорную. При снижении внутреннего продольного свода формируется продольное плоскостопие, а при снижении поперечного сводапоперечное. Основные сосуды и нервы стопы располагаются в области внутреннего продольного свода, поэтому при длительных динамических или статических нагрузках на нижние конечности в стопе возникает боль. От сдавления подошвенных артерий нарушается кровообращение, что клинически выражается в появлении отека стоп.

Таким образом, по анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. По этиологическому- на врожденное и приобретенное , включая в свою очередь рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое плоскостопие.

Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки , как во фронтальной так и в сагитальной плоскостях.

Диагностика плоскостопия состоит из данных:

1. Анамнеза,где отмечается возраст ребенка, условия жизни, перенесенные заболевания и жалобы.

2. Визуальной оценки стоп в нагрузке (стоя) и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами).

3. Объективных методов оценки стоп(подометрии, плантографии и ренгенографии).

Плантографический метод.( Разберем один, самый доступный который можно сделать в домашних условиях ).

Для получения плантограммы (отпечатка подошвы стопы ) используют различные красители (раствор синьки, вазелин, детский крем и т.д.) при этом след на бумаге необходимо обвести карандашом, для избежания расплывчатости контуров.

На контуре отпечатка проводится линия от центра пятки до промежутка между третьим и четвертым пальцем, другая линия- касательная с внутренней стороны стопы. На касательную опускаем перпендикуляр в наиболее узком месте свода. Перпендикуляр делится на три равные части.

В НОРМЕ ПОДСВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО НЕ ЗАКРАШИВАЕТСЯ, ОКРАШИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕШЕЕК СТОПЫ. При плоскостопии 1степени окрашивается одна треть подсводного пространства , 2степени- две трети и 3степени- все подсводовое пространство.

Профилактика плоскостопия.

Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход.

Во-первых, важно предохранять детей то хронических , часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к гипотонии и гипертрофии мышц туловища и конечностей в том числе и стоп. Необходимо гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием внешней среды ( например , ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).

Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:

  • -обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию; -обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
  • - быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
  • - соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев
  • - каблук должен быть не высоким 2-4 см для равномерного распределения веса тела напередний и задний отделы стопы.
  • - не носить мягкую обувь , например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носком.
  • - не носить обувь на голую ногу.

В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей , соответствующие размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к врастанию.

ГЛАВНОЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ – ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКОЙ И ЗАКАЛИВАНИЕ!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!