Плоскостопие
Плоскостопие.
ЧЕМ ОПАСНО ПЛОСКОСТОПИЕ? ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.
Плоскостопие - деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов , плоскостопием страдает от 20% до 40% детей.
Стопа выполняет ряд важных функций:
- ОПОРНУЮ,
- РЕССОРНУЮ,
- ДВИГАТЕЛЬНУЮ,
- БАЛАНСИРОВОЧНУЮ.
В организме рессорную функцию опорно двигательного аппарата обеспечивают:
-
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗГИБЫ,
-
МЕЖПОЗВОНКОВЫЕ ДИСКИ,
-
ПРОДОЛЬНЫЙ и ПОПЕРЕЧНЫЙ СВОД СТОП.
Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плоско-вальгусная стопа, для которой характерны пронация пятки и отведение переднего отдела. Плосковальгусная деформация стоп нередко является следствием рахита у детей раннего возраста (2-4 года ).
Тип стопы , так же как и тип осанки , формируется к школе ( к семи годам), в связи с чем дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.
В последние годы наблюдается тесная взаимосвязь плоско-вальгусной деформации стоп с неврологической симптоматикой у детей, а также с признаками диспластического развития скелета.
С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависят плавность и легкость походки.
Стопа состоит из трех сводов или арок . Наружная арка проходит от наружной поверхности пяточного бугра пяточной кости до головки пятой плюсневой кости . Внутренняя продольная и поперечная арки выполняют рессорную функцию стопы а наружная продольная- опорную. При снижении внутреннего продольного свода формируется продольное плоскостопие, а при снижении поперечного сводапоперечное. Основные сосуды и нервы стопы располагаются в области внутреннего продольного свода, поэтому при длительных динамических или статических нагрузках на нижние конечности в стопе возникает боль. От сдавления подошвенных артерий нарушается кровообращение, что клинически выражается в появлении отека стоп.
Таким образом, по анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. По этиологическому- на врожденное и приобретенное , включая в свою очередь рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое плоскостопие.
Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки , как во фронтальной так и в сагитальной плоскостях.
Диагностика плоскостопия состоит из данных:
1. Анамнеза,где отмечается возраст ребенка, условия жизни, перенесенные заболевания и жалобы.
2. Визуальной оценки стоп в нагрузке (стоя) и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами).
3. Объективных методов оценки стоп(подометрии, плантографии и ренгенографии).
Плантографический метод.( Разберем один, самый доступный который можно сделать в домашних условиях ).
Для получения плантограммы (отпечатка подошвы стопы ) используют различные красители (раствор синьки, вазелин, детский крем и т.д.) при этом след на бумаге необходимо обвести карандашом, для избежания расплывчатости контуров.
На контуре отпечатка проводится линия от центра пятки до промежутка между третьим и четвертым пальцем, другая линия- касательная с внутренней стороны стопы. На касательную опускаем перпендикуляр в наиболее узком месте свода. Перпендикуляр делится на три равные части.
В НОРМЕ ПОДСВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО НЕ ЗАКРАШИВАЕТСЯ, ОКРАШИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕШЕЕК СТОПЫ. При плоскостопии 1степени окрашивается одна треть подсводного пространства , 2степени- две трети и 3степени- все подсводовое пространство.
Профилактика плоскостопия.
Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход.
Во-первых, важно предохранять детей то хронических , часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к гипотонии и гипертрофии мышц туловища и конечностей в том числе и стоп. Необходимо гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием внешней среды ( например , ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).
Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:
- -обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию; -обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
- - быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
- - соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев
- - каблук должен быть не высоким 2-4 см для равномерного распределения веса тела напередний и задний отделы стопы.
- - не носить мягкую обувь , например валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носком.
- - не носить обувь на голую ногу.
В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей , соответствующие размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к врастанию.
ГЛАВНОЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ – ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКОЙ И ЗАКАЛИВАНИЕ!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!