Особенности диагностики нарушения осанки

Особенности диагностики нарушения осанки

Путь к формированию правильной осанки и направленной коррекции ее нарушений начинается с методически правильно выполненного осмотра и, при необходимости, проведения углубленного обследования.

-определение минимальных симптомов нарушения осанки и физического развития позволяет на самых ранних стадиях выявлять серьезные заболевания опорнодвигательного аппарата и внутренних органов-РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ;

-методически правильно выполненный осмотр позволяет распознать наиболее слабое звено в системах организма, ответственных за формирование и поддержание осанки, и, следовательно, разработать индивидуальную программу коррекции-ОБЩАЯ ОЦЕНКА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД;

-необходима систематическая оценка эффективнести лечебно- оздоровительных мероприятий и коррекция программ- оперативный и интегративный контроль;

ОСМОТР.

Общие правила осмотра.

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать следующие правила.

Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут. Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка. Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно, носки стоп в одной линии. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для осмотра позу. Ребенок должен стоять в обычной для него позе и не прилагать дополнительных усилий для ее поддержания. Стоять по стойке смирно не нужно. Осмотр производится в следующей последовательности: спереди, сзади,сбоку и в наклоне вперед.

Осмотр спереди

Голова и лицо- отмечается асимметрия лица и черепа, фиксируется наличие отклонений средней линии головы( наклоны, сгибания, разгибания повороты вправовлево).

Грудная клетка- отмечается форма грудной клетки, особенно если имеются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхождения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической , уплощенной , бочкообразной и т.д.

Живот- отмечается, втянутый ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки .

Положение таза- «косой», « скрученный».

Форма ног- прямые, Х- образные, О- образные.

Осмотр сбоку (сагиттальная плоскость)

Отмечается расположение всех частей тела сверху вниз – положение головы, плечевого пояса, форма грудной клетки, живота и спины, угол наклона таза, отклонение оси нижних конечностей. Особенно важно отметить выраженность физиологических изгибов позвоночника сглажен, увеличен, уменьшен лордоз или кифоз.

Принято выделять следующие формы нарушения осанки в сагиттальной плоскости.

Сутулая спина- увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные.

Круглая спина-увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника мышцы спины перерастянуты , а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Кругло-вогнутая спина-увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена , угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины , брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Плоская спина- градус кривизны позвоночника сглажен, таз имеет более горизонтальную установку. Угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. При осмотре ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника образуются боковые искривления ( сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы позвоночника при действии механических повреждений.

Плоско- вогнутая спина– грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен. При этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, перерастянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер.

Положение головы-определяется степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.

Положение плечевого пояса- оценивается уровень надплечий, углов лопаток,крыловидность лопаток, симметричность их расположения по отношению к центральной позвоночной оси.

Треугольник талии- отмечается симметричность и глубина треугольников талии.

Позвоночник- положение позвоночника оценивается по линии осистых отростков. Отмечается уровень, длина и вершина дуги искривления.

Таз- горизонтальное положение таза определяется по передним верхним остямгребней подвздошных костей при осмотре спереди, по межъягодичной складке и задним верхним остям подвздошных костей- при осмотре сзади, по углу наклона таза- при осмотре сбоку.

Нижние конечности- отмечаем форму ног( прямые, О- или Х-образные), рекурвацию в коленных суставах, варусное( кнаружи) или вальгусное( кнутри) положение пяток и наличие плоскостопия.

ОСАНКА- это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношение длины и массы тела. Однако осанка представляет собой не только антропометрический показатель физического развития ребенка, но и биомеханическую, энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Основным средством профилактики нарушений осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико- динамический режим, а также лечебную гимнастику.

Общий и статико- динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастикунеобходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения, под руководством квалифицированного специалиста методиста и врача ЛФК.

В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдение правильного статико-динамического режима:

  1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной , устойчивой с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце.
  2. Приходя из школы , после обеда ребенок должен лечь отдохнуть часполтора, для того чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник.
  3. Необходимо правильно организовать рабочее место.

Основные требования, предъявляемые к мебели ребенка:

  • Высота стола должна быть такой, чтобы рассточяние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30см
  • Высота стула должна быть такой. Чтобы между бедром и голенью образовался угол 90
  • Желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом положении.

1. Необходимо бороться с порочными позами, такими как косое положение плечевого пояса при письме, или косое положение таза, когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну ногу, согнув другую в колене.

2. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Все эти незначительные, на первый взгляд, детали имеют огромное значение при профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течении некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь проводит без ортопедического контроля.